понедельник, 20 января 2014 г.

2013 — Триумф Владимира Путина

Во втором полугодии 2013 г. Россией был достигнут ряд выдающихся побед во внешней политике – предотвращение военного удара по Сирии, урегулирование вопроса ядерной программы Ирана и предотвращение подписания Украиной крайне невыгодного договора об ассоциации с ЕС. Выдающуюся, ключевую роль в этом сыграла политика и деятельность Президента Российской Федерации Владимира Путина. Именно он последовательно выступал за дипломатическое разрешение сложнейших мировых конфликтов и спорных ситуаций.
По сути, политика Владимира Владимировича Путина привела к предотвращению Третьей мировой войны, перспективы которой становились реальными в случае нанесения западными государствами военного удара по Сирии, а в дальнейшем – и по Ирану. Включение Украины в орбиту полного контроля со стороны ЕС привело бы к крайне деструктивному геополитическому дисбалансу на евразийском континенте, что, в свою очередь, влекло неизбежные конфликты и взаимное ослабление западного и восточного полюсов Евразии в условиях острой конкуренции с США и Китаем.
Все эти потенциальные угрозы были блистательно упреждены внешнеполитическими, дипломатическими усилиями России и не только предотвратили разгорание неконтролируемых конфликтов и насилия, но и во многом изменили всю геополитическую ситуацию на планете, сделав конструктивный диалог и политические средства решения противоречий основными и наиболее успешными в современной мировой политике.
Этими выдающимися дипломатическими победами был положен конец эре безоговорочного приоритета военной силы, как главного аргумента в мировой политике, который применялся со стороны западных стран под предлогом защиты демократии. Кроме того, достигнутые договоренности были выстроены со стороны России таким образом, что всякий раз учитывали не только интересы РФ, но и многих других мировых игроков, становились «точкой сборки» компромиссов для основных мировых держав. По этой причине внешняя политика, проводимая Президентом РФ Владимиром Путиным, является непревзойденным образцом миротворчества и дипломатии, которая на современном историческом этапе является основным фактором сохранения мира и стабильности на планете.
Сирия
План химического разоружения Сирии, закрепленный рамочной договоренностью между министрами иностранных дел России и США Сергеем Лавровым и Джоном Керри 14 сентября в Женеве, предусматривает поэтапную ликвидацию сирийской программы химического оружия ко второй половине 2014 г.
Достижение этой договоренности позволило предотвратить военную операцию США против Сирии. И хотя соглашение по химическому разоружению Дамаска было достигнуто между руководителями внешнеполитических ведомств США и России, нет сомнений, что главным их инициатором был именно Президент РФ Владимир Путин.
Не случайно, что за несколько дней до достижения этих договоренностей, 11 сентября в New York Times была опубликована статья Владимира Путина, которая вызвала огромный резонанс в США. В этой статье российский лидер привел неопровержимые аргументы о том, что в случае военного удара по Сирии США поддержит террористов и бандитов, которые действуют сейчас на стороне «оппозиции», а в последствии могут распространить свою деятельность, в том числе, и на западные государства.
«Новые возможности обойтись без военной акции в Сирии появились в последние дни. США, Россия, все члены международного сообщества обязаны воспользоваться проявленной сирийским правительством готовностью пойти на установление международного контроля над своим химическим арсеналом и в последующем уничтожить его», — заявил в статье Владимир Путин. И уже через несколько дней по результатам переговоров глав внешнеполитических ведомств России и США было объявлено о плане уничтожения сирийского химического оружия.

Достижение этих договоренностей прокомментировали многие политики из разных стран мира. В частности, глава комитета по разведывательной деятельности конгресса США Майк Роджерс сказал: «В. Путин играет в шахматы, а мы — в крестики-нолики. Он получил все, что хотел: Башар Асад остается у власти, Россия сохраняет военную базу и свои военные контракты».
На самом деле последствия достигнутых соглашений значительно шире. Россия продемонстрировала, что в международных вопросах она, прежде всего, стремится к конструктивным политическим решениям, а не пытается из-за «конкуренции» создавать препятствия для западных стран, о чем неоднократно звучали обвинения со стороны некоторых западных политиков. Кроме того, в результате этого соглашения удалось выйти из глухого тупика и администрации Барака Обамы, который в силу внешних и внутренних факторов, с одной стороны, не мог не бомбить Сирию, а с другой – военный удар окончательно подорвал бы репутацию США и с большой вероятностью привел бы к разрастанию военного конфликта до регионального и  даже мирового уровня. По сути, мир находился на пороге Третьей мировой войны, которую удалось предотвратить.
Статья Владимира Путина в New York Times стала знаковой не только для американцев, но и для всего мирового сообщества поскольку в ней затронуты самые значимые, общецивилизационные темы. Особую реакцию вызвали ее последние строки: «Очень опасно вдохновлять людей на то, чтобы они считали себя исключительными, какая бы мотивация ни была. Есть большие страны и мелкие страны, богатые и бедные, с глубокими демократическими традициями и еще ищущие свой путь к демократии. И их политика различается тоже. Мы все разные, но когда мы просим благословения у Господа, мы не должны забывать, что Бог создал нас равными».
Иран
24 ноября в Женеве после долгих переговоров главы иранского МИД Джавада Зарифа с представителями «шестерки» (Россия, Великобритания, Франция, США, Китай, и Германия) была достигнута эпохальная договоренность относительно иранской ядерной программы.
Иран согласился минимум на полгода заморозить свою ядерную программу и предоставить доступ на свои объекты инспекторам МАГАТЭ. За это со страны снимается часть экономических санкций. Через полгода, в случае выполнения условий соглашения, Иран может получить разрешение на развитие своей программы атомной энергетики.
Иранская ядерная программа была таким же поводом для возможной военной агрессии со стороны альянса западных стран, как и химическое оружие в Сирии. Благодаря достигнутым договоренностям, как и в случае с Сирией, такой повод для назревавшего военного конфликта был исключен.
Владимир Путин заявил, что достижение этих договоренностей приближает мировое сообщество «к развязке одного из самых сложных узлов мировой политики» и отметил важнейшую роль Российской Федерации в успехе этих переговоров: «Россия всегда принципиально выступала за решение иранской ядерной проблемы переговорно-дипломатическим путем. И важно, что женевский план действий основывается именно на такого рода идеях и подходах. В частности, предложенные нами ранее принципы поэтапности и взаимности нашли полное отражение в согласованном документе, получили поддержку и международное признание».
Президент РФ также заявил, что результаты женевских переговоров – победа дипломатии, которая доказала, что является ответом на угрозы современности, и пообещал вместе с партнерами продолжить «терпеливый поиск взаимоприемлемого, более широкого комплексного решения, обеспечивающего неотъемлемые права Ирана на развитие мирной ядерной программы под контролем МАГАТЭ и безопасность всех стран Ближнего Востока».
Украина
В течение последнего года в Украине по нарастающей шла пропаганда курса на евроинтеграцию и велась обширная подготовка к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе 26 ноября. Особенностями данной ситуации было то, что украинское руководство практически не разбиралось в деталях соглашения, которое предлагалось Украине. Между тем ведущие мировые эксперты утверждали, что данный договор самым разрушительным образом скажется на экономике страны – он предполагал полное открытие рынков для европейских товаров и непреодолимые, дискриминационные меры для украинской промышленности. Подписание соглашения привело бы к стремительному обнищанию населения Украины и потере ей практически всего научно-промышленного комплекса.
Характерно, что при обсуждении перспектив подписания Украиной соглашения об ассоциации практически не упоминались США. Как будто у этого государства нет своих значительных интересов на европейском континенте. Между тем, многие эксперты утверждают, что Брюссель не осуществляет ни одного значимого действия без оглядки на Вашингтон, а США даже называют «главным членом ЕС». Возможно, этим объясняется форсированный режим попытки подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. В условиях, когда это соглашений было крайне невыгодно Украине и  представляло сомнительные выгоды кризисному ЕС, от которой Украина требовала финансирования для перехода на евростандарты, логично искать третью сторону, которой этой соглашение было бы и выгодно, и не обходимо. Вне сомнений, что большая заинтересованность в этом договоре, особенно в его аспекте отрыва Украины от России и стран Таможенного союза, была у США.
Но подобный шаг самым деструктивным образом повлиял бы на баланс сотрудничества между Россией и ЕС. Украина в случае подписания ассоциации стала бы серьезным фактором противоречий между этими сторонами. По этой причине остановка подписания поспешного соглашения об ассоциации имела значение не только для России и Украины, но и для сохранения стабильности на всем евразийском пространстве. В ходе длительной работы украинских, российских и реалистично мыслящих европейских экспертов, напряженных российско-украинских переговоров удалось убедить украинское руководство в пагубности этого поспешного шага. И 21 ноября правительство Украины заявило о приостановке процесса подписания соглашения об ассоциации с ЕС.
Вследствие длительного, нереалистичного движения страны в сторону евроинтеграции и далеко не самой грамотной политики украинского руководства, приведшей к разрыву традиционных экономических и производственных связей, Украина оказалась на грани дефолта. И в этом случае со стороны России была оказана своевременная и так необходимая братскому государству помощь – 17 декабря в Москве под руководством президентов Владимира Путина и Виктора Януковича состоялось заседание российско-украинской межгосударственной комиссии. В итоге был подписан пакет из 14 документов. В частности, российский Газпром и Нафтогаз Украины подписали дополнения к газовому контракту 2009 года, согласно которому стоимость газа для Украины снизится с $410 до $268,5 за тысячу кубометров. Российское правительство также разместит часть своего Фонда национального благосостояния в размере $15 млрд. в ценных бумагах украинского правительства. Остальные документы предусматривают глубокую кооперацию российской и украинской промышленности в наукоемких сферах – авиастроение, ВПК, машиностроение, судостроение, космическая отрасль.
Таким образом, еще один очаг противостояния и конфликтности, на этот раз на европейском континенте, благодаря мудрым дипломатическим шагам России удалось нейтрализовать.
Сирия, Иран, Украина – три блестящих победы Владимира Путина во внешней политике. Но это не победы сильного над слабым или врага над врагом. Это победа дипломатии и разума над агрессией и ненавистью, развития и стабильности над невежеством и конфликтом. И именно благодаря этим мудрым и продуманным стратегическим победам влияние России в мировой политике многократно выросло.
Последовательные усилия Президента РФ Владимира Путина по достижению компромиссов и урегулированию масштабных мировых конфликтов создает новую, конструктивную перспективу по выстраиванию мирового сообщества на принципах стабильности и развития. Уже сейчас вокруг мощных, миротворческих инициатив России выстраивается новая конфигурация мировых сил, выступающих против агрессивных способов решения международных проблем, которые до этого так широко практиковали США и страны НАТО. Растет влияние России на Ближнем Востоке, наращивается сотрудничество с Китаем, все большее значение приобретает блок стран БРИКС.
К новым тенденциям в мировой политике, выстроенным на принципах дипломатии, компромиссов и недискриминационности присоединяются и политические силы в европейских государствах, которые недовольны результатами политики официального Брюсселя, приведшей к экономическому кризису многие страны ЕС. В ходе блестящей внешнеполитической деятельности последнего периода удалось найти и многочисленные взаимовыгодные стороны сотрудничества с США. Все этого говорит о полномасштабной реализации концепции, о которой Владимир Путин заявил еще в 2010 году: формировании единого интеграционного пространства сотрудничества и безопасности «от Лиссабона до Владивостока», «от океана до океана», которое начинает охватывать и другие регионы планеты. Безусловно, основная инициатива и усилия в этом направлении исходят от Президента Российской Федерации Владимира Путина, деятельность которого имеет огромное значение не только для России, но и для всего мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий